Версия для слабовидящих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"


    Психологическая помощь в трудной жизненной ситуации

Если в вашей семье кризисная ситуация, вы можете обратиться за психологической помощью

  • Единый детский телефон доверия 8-800-200-01-22 (звонок бесплатный, работает круглосуточно, анонимно)
  • ГБУ РО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Ростов-на-Дону 8-863-251-14-10 (в будние дни с 9-00 до 17-30)
  • МБУ ОО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Каменск-Шахтинский 8-863-655-03-23 (в будние дни с 9-00 до 17-00)
  • Педагог-психолог ГКОУ РО Донецкой школы-интерната 8-928-187-57-81

    Взаимодействие с агрессивными детьми

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д. (Психологический словарь, 1997).

Агрессия - это намеренные действия, направленные на "причинение ущерба" другому человеку, группе людей или животному.

Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

 

Откуда возникает детская агрессивность?

  1. Семья, в которой может демонстрироваться агрессивное поведение и обеспечивается его закрепление.
  2. При взаимодействии со сверстниками во время игр ("я самый сильный, мне всё можно").
  3. Телевидение, демонстрирующее сцены насилия.

В семье ребёнок проходит первичную социализацию.

Это нужно знать родителям!

  1. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но может проявить агрессию в другой ситуации.
  2. Если не замечать агрессивное поведение ребёнка, пренебрежительно, попустительски относиться к этому, то дети будут использовать агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
  3. Агрессивность ребёнка выше, если родитель неуверен, уступчив, беспомощен в воспитательном процессе. Дети у таких родителей не чувствуют себя в полной безопасности.
  4. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких - либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на ход событий и добиваться своего.
  5. Агрессивность ребёнка выше, когда:
  • плохие отношения с одним или двумя родителями;
  • дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными, сравнивают с более успешными братьями или сёстрами, сверстниками.
  • дети ощущают безразличие к своим чувствам;
  • отсутствует необходимая поддержка и заинтересованность его жизнью со стороны родителей.

В этом случае большая вероятность, что ребёнок будет:

  • втянут в преступную деятельность;
  • агрессивен по отношению к другим людям;
  • агрессивен по отношению к родителям.

 

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующих агрессивное поведение ребёнка

  1. Противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей, в результате чего у ребёнка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению.
  2. Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции.
  3. Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослыми собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады).
  4. Негативный стиль общения с ребёнком.
  • Приказы, обвинения, угрозы.
  • "Ты - сообщения" ("Ты неправильно сделал…", "Как ты смеешь со мной так разговаривать?").
  • Вербальное оскорбление детей.
  • Игнорирование чувств ребёнка, его желаний и интересов. Данный стиль общения нацеливает ребёнка на борьбу и мстительное поведение.

 

"Рецепты" избавления от гнева для родителей

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
    • Слушайте своего ребёнка - " активное слушание".
    • Проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, прогулки; походы в кино, театр, музеи; совместные покупки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи.
    • Делитесь с ребёнком своим опытом: рассказывайте ему о своём детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях.
    • Если в семье несколько детей, постарайтесь уделять своё "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
  2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены.
    • Скажите себе "Стоп" и посчитайте до десяти.
    • Не прикасайтесь к ребёнку.
    • Лучше уйдите в другую комнату.
    • Отложите совместные дела с ребёнком (если это возможно).
    • В эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее.
    • Дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
  3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя "Я - сообщение" вместо того, чтобы срывать своё недовольство на детях:
    • - "Извини, я очень устала на работе. У меня не всё ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим".
    • - "Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате".
    • - "Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чём и ни в чём не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе".
  4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
    • Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
    • Примите тёплую ванну, душ.
    • Выпейте чаю.
    • Послушайте любимую музыку.
    • Просто расслабьтесь, лёжа на диване.
    • Используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
  5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
    • Если ребёнок маленький, то не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте, чтобы ребёнок не смог их взять (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги).
    • Если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребёнка, какие игрушки или книги вы возьмёте с собой в поездку.

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой:

  • скажите себе "Стоп" и посчитайте до 10;
  • напрягайте и расслабляйте кисти рук;
  • дышите медленнее и глубже;
  • переключите мысль, подумав о чём - то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.

Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

  1. Комкать и рвать бумагу.
  2. Бить подушку (спать на ней уже будет нельзя) или боксёрскую грушу.
  3. Топать ногами.
  4. Громко кричать, используя "стаканчик" для криков или "трубу", сделанную из ватмана.
  5. Пинать ногой подушку или консервную банку.
  6. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  7. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  8. Закрыть глаза и сосчитать до 10.
  9. Нарисовать свой гнев или вылепить из пластилина, затем порвать рисунок (сжечь) или смять пластилин. При этом необходимо, чтобы ребёнок рассказал о том, что он чувствует, ощущает, о чём (или о ком) думает. Важно, чтобы в ходе выполнения этого упражнения эмоциональное состояние ребёнка изменилось в лучшую сторону.
  10. Ввод правил.
  • Прежде чем перейдёшь к действию, скажи себе "Стоп!".

          Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнком знак "Стоп" в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано "Стоп". Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

          Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зелёный, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову "Стоп". Например, к синей кайме подойдёт надпись оранжевого или золотого цвета, к голубой кайме - надпись зелёного цвета. Сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребёнка и нравиться ему.

          Всякий раз, когда ребёнку захочется ударить или толкнуть кого - либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак "Стоп" и представить его.

          Данное упражнение может сразу не получиться: требуется определённое время, чтобы выработался навык.

  • Прежде чем перейдёшь к действию, глубоко вздохни и посчитай до 10.
  • Прежде чем перейдёшь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их.

Так можно делать до 10 раз. Это правило вводится для особо драчливых детей.

  • Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

     Если у ребенка проблемы в эмоциональной сфере

Рекомендации родителям детей с поведенческими и эмоционально-личностными проблемами.

(упрямство, непослушание, повышенная двигательная возбудимость и др.):

  1. Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
  2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребёнок ни делал.
  3. Если ребёнку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще.
  4. Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
  5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
  6. Ребёнок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
  7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценной некоторых компромиссов.
  8. Уделяйте ребенку внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незамечен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых своими выходками.
  9. Если ребёнок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызёт ногти, сосёт палец, плохо спит – всё это признаки нервного напряжения. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребёнка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребёнка желание двигаться ещё больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребёнок пытается разрядить нервное напряжение. В общении с такими детьми сочетайте твёрдость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

    Заповеди для родителей по воспитанию детей

          Заповедь первая.
Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

          Заповедь вторая.
Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

          Заповедь третья.
Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

          Заповедь четвертая.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели.

          Заповедь пятая.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

          Заповедь шестая.
Укажите ребенку на допущенную ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы он осознал услышанное.

          Заповедь седьмая.
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные пос тупки не одно и то же.

          Заповедь восьмая.
Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

          Заповедь девятая.
Воспитание - это последовательность целей.

          Заповедь десятая.
Родитель (воспитатель) должен быт твердым, но добрым.

    Памятка для родителей, имеющих ребенка с дефицитом внимания

  • прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, нужно четко представлять себе, сможет ли он с этим справиться;
  • установить твердый распорядок дня;
  • придумать гибкую систему вознаграждения за хорошо выполненное задание;
  • чаще показывать ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь;
  • каждый раз следует убеждаться в том, что ребенок видит связь между поступком и его последствием;
  • можно подписывать со своим ребенком соглашения типа: «Я, Алексей, обязуюсь два дня не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше»
  • не следует предотвращать последствия забывчивости ребенка ( убирать за ним вещи и игрушки);
  • не следует давать ребенку только директивные указания( лучше говорить с ним в мягкой форме);
  • напоминать ребенку о его обязанностях следует не только в устной форме (можно их повесить на стенку);
  • пусть ребенок принимает участие в обсуждении круга его обязанностей;
  • следует снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания;
  • не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время;
  • включите в обязанность еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды, мытье игрушек;
  • поддерживайте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме;
  • помогите ребенку приступить к выполнению задания, так как начало для него самое трудное;
  • по мере выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, который должен составляться для него ежедневно;
  • предложите ребенку ставить плюсы напротив правильно выполненных заданий и пусть он получит от вас за них вознаграждение.

    Памятка родителям подростков

  1. Подростковый возраст полон противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
  2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное.
  3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
  4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
  5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем.
  6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
  7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой
  9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
  10. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупый и ленивый. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
  12. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки». Методы воспитания, основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению и уходу от реальности. Просите, а не приказывайте. Старайтесь, чтобы ребёнок чувствовал, что он сотрудничает с вами, а не просто подчиняется.
  13. Принимайте друзей сына в своём доме и старайтесь познакомиться поближе. Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.
  14. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества. Уважаемые родители, не забывайте о личном примере, т.е. способности подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым вы учите детей.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДРОСТКУ?

  • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
  • Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
  • Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
  • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
  • Не отступайте от введённых в семье правил и традиций.

    Памятка для родителей, если ребёнок агрессивен…

  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.
  • Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только, если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

  • Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
  • Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.
  • Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
  • Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.
  • Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Психологический настрой для родителей, помогающий преодолеть гнев

  • Я способен контролировать свой гнев, сдерживая мысли, которые его вызывают.
  • Я умею вовремя остановиться.
  • Я сохраняю спокойствие.
  • В следующий раз я справлюсь с гневом лучше.
  • Я способен признавать свои ошибки.

Профилактика детской агрессивности

  • Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими.
  • Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, фильмов, т. к. некоторые фильмы имеют высокий уровень агрессии.
  • Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставке, выбирайте игры без элементов насилия, агрессии.
  • Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением).
  • Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.
  • Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  • Будьте оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

          Спокойные, доброжелательные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверх достижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, – вот залог уверенности и адекватной самооценки вашего ребёнка.

    Полезные советы для родителей

  1. Чаще обнимайте, целуйте, хвалите ребёнка. Не думайте, что он и так знает, как вы его любите. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравится физическая близость с родителями (объятия, поцелуи), но уважайте дистанцию, которую устанавливает ребёнок.
  2. Каждый день спрашивайте ребёнка « Как дела? Что было в школе?».
  3. Будьте готовы поговорить с ребёнком, когда ему это необходимо.
  4. Чем меньше у вас запретных тем для разговора с ребёнком, тем больше он будет с вами делиться.
  5. Договоритесь между собой с супругом/ супругой, какого поведения вы ожидаете от ребёнка. Родителям следует придерживаться единых взглядов в воспитании детей.
  6. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, подыскивайте книги для совместного чтения, размышляйте вместе над интересующими вас проблемами.
  7. Вдохновляйте ребёнка на хорошую учёбу, но не ждите и не требуйте от него невероятных успехов. Допустите мысль о том, что на ошибках люди учатся.
  8. Правильно оценивайте знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми.

    Правила здорового образа жизни для всех

Самый лучший день – сегодня
Самый лучший город – город, в котором мы живем
Самая лучшая работа - работа, которую любишь
Самый большой грех – страх
Самый лучший отдых – работа
Самая большая ошибка – потеря надежды
Самая большая слабость - ненависть
Самый большой нарушитель спокойствия – болтун
Самый опасный человек – лжец
Самая большая потребность в общении
Самое большое богатство – здоровье
Самый большой дар – любовь
Самый большой друг – хорошая книга
Наши враги – потакание своим слабостям, жадность, зависть, жалость к самому себе
Самое отрицательное в человеке – зазнайство.

    Правила общения с ребёнком

  1. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
  3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  4. Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
  7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
  8. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
  10. Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

    Проблемы застенчивых детей в школе

          Достаточно тяжело происходит процесс адаптации к школе у застенчивых детей. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима. Подготовительные курсы к школе для застенчивых ребятишек просто необходимы!

          Но что же делать, если в первом классе вашему малышу придется “вливаться” в совершенно незнакомый для него коллектив, привыкать отвечать на уроках, не бояться диалога с учителем? Все это может вызвать стрессы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Застенчивый ребенок может блестяще выучить домашнее задание и при этом не сказать ни слова, когда его вызовут к доске. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос учителя, хоть прекрасно знает ответ. И учителем, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, учитель может счесть ребенка труднообучаемым, а одноклассники наверняка подберут для него не совсем приятное прозвище.

          Бороться с застенчивостью вашего малыша нелегко, но необходимо! Вспомните, часто ли вы брали ребенка с собою в гости, на всевозможные торжественные мероприятия, приглашали к себе домой его друзей? Делайте это почаще, не думайте, что необходимо оберегать малыша от контактов. Пусть к нему придут одноклассники, а вы заранее продумайте, в какие игры предложить им поиграть. Попросите ребят не произносить ничего обидного и уж, конечно, обойтись без “дразнилок”, которые они, случается, любят. Детям нравятся игры в “фанты”, “слова”, они любят делиться на маленькие команды и изображать “шарады”, а если позволяет площадь квартиры – играть в прятки, жмурки, кегли и т.д. Пусть сами решат, что именно выбрать. При этом вы должны замечать все проявления “антизастенчивости” у ребенка, поддержать его в этот момент, похвалить. Так постепенно малыш приучается к свободному, раскованному общению со сверстниками.

          На праздниках и семейных торжествах ребенок должен быть вместе со всеми, принимать активное участие в их подготовке. Замечательно, если малыш выучит стихотворение ко дню рождения бабушки и прочтет его в присутствии гостей. Пусть почаще общается со взрослыми, незнакомыми людьми. Гуляя с ним на улице, попросите, например, узнать у прохожего, который час. Поручайте ребенку отвечать на телефонные звонки, иногда просите позвонить кому-то из родственников. Все это поможет преодолеть застенчивость, приобрести навыки коммуникации и общения.

    Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к экзамену

Уважаемые родители!

          Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

    Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Существуют слова, которые поддерживают детей, например:

«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка;
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  • Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  • Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

    Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

  1. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  2. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  3. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  4. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  5. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  6. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  7. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
  8. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

   И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Удачи Вашим детям!

    Правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми

  • Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере.
  • Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам.
  • Позаботьтесь, чтобы ваша беседа не ограничивалась одними биологическими фактами- обучающемуся захочется узнать о вашем к ним отношении. Даже дети должны знать, как обезопасить себя от сексуального насилия. Вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.
  • Беседы о приближающемся половом созревании следует начать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
  • Не пренебрегайте обсуждением гомосексуальности и проституции. Дети узнают об этих явлениях из телепередач или прочитают о них.
  • Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы.
  • Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом.
  • Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

    Рекомендации по сенсорному развитию

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

    Для того чтобы развивать ребенка, не обязательно специально выделять время, можно делать это по дороге из школы или во время прогулки.

  • Так, можно играть в игру «Найди цвет», задавая определенный цвет и ища его во всех окружающих по дороге вас предметах. Например: давай искать желтый цвет, посмотри, какого цвета едет машина, а у мальчика какого цвета кепка?
  • «О чем я говорю?». Взрослый описывает предмет, а ребенок должен догадаться.
  • Для формирования и различия групп однородных предметов: один, мало, много, подходит упражнение «Сколько?». Например, взрослый спрашивает: «Посмотри, сколько ворон гуляет и сколько воробьев?» Ребенок должен ответить: «Ворона одна, а воробьев много».
  • Задание на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Взрослый предлагает: «Давай поищем в комнате предметы квадратной формы» (стол, окно, табурет и т.д.).
  • Упражнение «Построй по росту». Необходимо выстроить в ряд предметы соответственно их высоте. Например, дома на улице (большой, средний, меньший).
  • Делайте вместе с ребенком зарядку, в которую включайте упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок и наоборот.
  • Просите детей посильно помогать вам в домашнем труде: собрать рассыпавшиеся мелкие предметы, месить тесто и т.д., этим вы не только будете развивать моторику рук, но и приучите ребенка к домашнему труду, помощи взрослым.
  • Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками. Ведь совсем не трудно, остановиться и послушать с ребенком пение птиц, шум листьев.
  •  

    Рекомендации по снятию тревожности

Способ 1. Отвлекитесь на что-нибудь.

Этот способ снять эмоциональное напряжение годится в тех случаях, когда вы пойманы в ловушку, загнаны в угол и сбежать никуда не можете. К примеру, сидите на планёрке и слушаете своего босса, внутренне закипая. Сбежать нельзя, но... Отвлечение при этом на созерцание чего-то постороннего, нейтрального и увлечение этим посторонним – лучший способ не накручивать себя по пустякам.
Это работает только, если вы сами понимаете выгоду такой стратегии – не смотреть на гадость, не слушать гадости. Если же вам нравится кипятиться и лезть в споры – это ваше право.

Способ 2. Уйти из раздражающей ситуации.

Вас что-то опечалило на чужом дне рождения? На пикнике? Вы не выносите какую-то группу, страницу в социальной сети? Вы мечтаете удалить из списка своих друзей неприятного человека?
Так, быстро вышли из группы навсегда. Быстро вызвали такси чмокнули хозяйку и мчите домой – прочь с вечеринки, прочь с шашлыков, прочь из раздражающей.

Способ 3. Попейте водички.

Вот это уже – коронный рецепт всех гениальных врачей-терапевтов, которые не подторговывают. Стакан воды, выпитый не спеша, купирует все известные науки приступы. Первое, что предлагают человеку, которого скрутило что-то страшное – стакан воды. Выпитая вода запускает механизм самореабилитации организма.

Чаще всего людям становится плохо по двум причинам:

  1. Истерика (симпато-адреналовый криз по-другому),
  2. Не замеченное вовремя обезвоживание организма.

Поскольку мы свой организм не слушаем и ОБЖ не учим, пьём целый день чай, кофе и газировку – обезвоживание есть у нас всех, и у вас оно есть тоже. Пойдите выпейте прямо сейчас стакан воды, а потом читайте дальше.

Способ 4. Вовлекитесь в захватывающее, интересное дело.

Этот способ годится в ситуации, когда вас не может "отпустить". Нужно перебить застревание на пережёвывании "А они, А я, А да ну их всех" чем-то улётным, пусть даже и глупым, и безвкусным. Чтением детектива. Компьютерной игрой. Охотой и собирательством.

Способ 5. Физическая разрядка.

С этим способом понаслышке знакомы все, но, как обычно, всем пофиг. А я вам ещё раз напоминаю, что стремительная физическая разрядка, к которой относятся:

  • Ходьба пешком,
  • Заплыв,
  • Генеральная уборка квартиры,
  • Секс,
  • Уничтожение хлама,
  • Работа в огороде,
  • Танец,
  • Мытьё полов и стирка руками. Расслабляет перекрученные в узел мышцы и снимает стресс. Генеральная стирка руками даже помогает справиться с горем – опять совет старого врача, которым я с вами делюсь.

Способ 6. Вступите в контакт с водой.

Мытьё посуды – это бесплатный сеанс гипно-психо-терапии. Шум чистой бегущей проточной воды снимает нашу усталость и уносит с собой всю "грязь", не только бытовую. Кроме мытья посуды существует общеизвестная классика: примите ванну, примите душ, сходите в баню, пойдите рано утром или к вечеру – купаться на море, на реку, на озеро, на родник. Освежитесь, короче говоря.

Способ 7. Позитивный рефрейминг стрессового события.

О позитивном рефрейминге. Просто приведу пример:
"Как хорошо, что так вышло, что этим летом я никуда не поеду! Наконец-то я похожу на курсы английского языка, на фитнес и ещё на курсы саморазвития! Когда бы ещё я позволила себе такую "бесполезную" роскошь? Да и летом везде мёртвый сезон и вокруг одни скидки. Так что ещё и сэкономлю!"

Способ 8. Могло быть и хуже, другим ещё тяжелее.

Вас не устраивает исход события? Представьте себе, что мог бы быть и худший исход. Представьте себе, как плохо некоторым людям вокруг вас. Если вы овладеете этим искусством и перестанете воротить нос от данной стратегии, то вам не нужна будет никакая психотерапия вообще.

Способ 9. Смех убивает всё страшное и страшно важное.

Высмеивание, снижение, опошление чего-то надутого и важного – старинный рецепт человеческой культуры, начиная от неолита. Спасибо дедушке Бахтину за его термин "карнавально-смеховая культура". Почитайте, поинтересуйтесь.

Способ 10. Счёт до 10.

Просто почитайте до десяти. Медленно. Контролируя свои вдохи и выдохи. Про себя, не вслух. Это рекомендация врачей и спортивных тренеров.

Способ 11. Поплачьте.

Плач снимает стресс. Со слезной жидкостью организм покидают те токсичные вещества, которые образуются под влиянием гормонов стресса. Не можете плакать о своём – придумайте жалостливую тему и специально поплачьте над ней.

Способ 12. Вербализация всего, что на душе.

Проговаривание или вербализация – обтекание смутного "чего-то" в чёткие слова. Однако, великая вещь. А ещё лучше – выписывать всё это на бумагу, писать длинное письмо. Только никуда его не отправлять!

    Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его, когда он этого заслуживает, хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте.
  2. Направляйте энергию гиперактивного ребёнка в полезное русло: помощь по дому (уборка, поливка цветов); спортивные игры, бег, плавание, прогулки.
  3. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание, чтобы он мог его завершить. Если предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается в виде последовательных частей, с контролем каждой из них.
  4. Давайте короткие, чёткие инструкции.
  5. Предлагайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка.
  6. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребёнку.
  7. Старайтесь как можно реже употреблять слова «нет» и «нельзя».
  8. Зараннее договаривайтесь с ребёнком.
  9. Чаще используйте телесный контакт.
  10. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  11. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с конструктором, настольными играми, чтение).
  12. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня (приём пищи, выполнение домашних заданий, отход ко сну).
  13. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает чрезмерное стимулирующее действие на ребёнка.
  14. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  15. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны, научите его лучше их использовать.
  16. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  17. Помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.

    Рекомендации родителям первоклассников

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у ребенка

Любите ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, с собой!
Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием.

Не требуйте от ребенка невозможного.
Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

Думайте, что говорите.
Дети очень чувствительны к словам родителей. К примеру, не забывайте хвалить ребенка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия.

Предоставляйте ребенку самостоятельность.
Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

Учите ребенка спокойно относиться к критике в его адрес, прислушиваться к советам и мнениям окружающих людей, проигрывать и не воспринимать неудачу как трагедию!
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам! Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

Воспитывайте в ребенке уверенность в том, что он хороший человек!
Научите ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствия.

Спрашивайте мнение ребенка, он должен знать, что его позиция учтена!
Если она не принята, объясняйте почему.

Меньше критикуйте ребенка!
Не надо подмечать буквально все промахи и неудачи ребенка. Не «навешивайте ярлыки» ребенку.

Постарайтесь создать теплую домашнюю обстановку.
Ребенок, который будучи в собственном доме не чувствует себя в безопасности или терпит постоянные замечания и оскорбления, рискует больше других сверстников получить низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребенок, чьи родители не перестают спорить и ругаться, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребенка.

Будьте примером для своего ребенка.
Ребенок – барометр, тонкий прибор, улавливающий как положительное, так и отрицательное. Он берет пример во многом с вас. «Если мама кричит на бабушку, почему мне нельзя?», «Если папе можно пить колу, почему мне нельзя?». Дети вырастают и делают то, что делают взрослые. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

Помогите ребенку стать частью какой-то команды, будь то школьный кружок или спортивная секция.
Сотрудничество и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования нормальной самооценки.

Выполняя эти простые правила, вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку.

    Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?

Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

  1. Предложите помощь в выполнении какого-либо задания, но не делайте за ребенка.
  2. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось, что понравилось, а что нет?
  3. Читайте вместе с детьми книги по ролям.
  4. Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  5. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
  6. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
  7. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
  8. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  9. У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.

    Полезные советы «Ваш ребёнок лучший в мире»

Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.

Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребёнка в вас.

Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их.

Не делайте за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.

Не поправляйте ребёнка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему всё спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.

Не читайте ребёнку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Смиритесь с тем, что ребёнок любит экспериментировать. Так он познаёт мир.

Лучший способ воспитывать ответственность и уверенность в себе – предоставить ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.

Ребёнок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.

Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что-нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.

Поощряйте любознательность ребёнка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задаёт откровенные вопросы, ребёнок будет искать ответ на стороне.

Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит.

Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребёнка: он перестанет обращать на вас внимание.

Пусть ребёнок даёт волю своим фантазиям. Живое воображение – дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его!

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребёнка определённые качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

    Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

  1. Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  11. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  12. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

          – внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время экзамена - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
          – если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
          – если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    Как эффективно управлять поведением детей

Существует несколько условий, которые помогут повысить эффективность управления поведением детей.

 

  • Необходимо чётко формулировать требования к поведению ребёнка, согласовывать их между взрослыми в семье и иметь разработанную систему поощрений и наказаний. В системе требований могут и должны быть запреты (поведение в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни – игра в мяч вблизи проезжей части, нахождение на подоконнике и т.д.).
  • Система поощрений и наказаний должна быть простой и ясной. Нужно, чтобы ребенок чётко понимал, какие именно последствия повлекут за собой те или иные его проступки.
  • Лучше чаще использовать поощрения, чем наказания.
  • Крайне важен принцип последовательности. Если вы однажды что-то строго запретили, закрывать на это глаза в следующий раз уже нельзя. Но бывают особые случаи, когда обещанное наказание может быть отменено. Это ситуации, после которых ребенок испытывает сильные негативные эмоции и их переживание уже само по себе является негативным последствием.
  • Если ребёнку что-то обещано, то это обязательно нужно выполнить. Иначе ребёнок не будет доверять словам родителя, и договариваться с ним будет всё труднее и труднее. Если же по какой-то причине обещание не выполнено (иногда обстоятельства сильнее воли человека), то необходимо объясниться с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться. Эта ситуация может стать примером того, что родители не стоят на недосягаемой высоте исключительности и непогрешимости.
  • Следует разделять поведение и личность ребенка. Нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Именно поступки, дело, поведение может подвергаться оценке. «Мне не понравилось, что ты разбросал игрушки», «Спасибо, ты помог сегодня мне убрать квартиру».
  • Воспитательное воздействие необходимо направлять на причину «трудного» поведения, а не на внешнее проявление. Задумайтесь, что заставляет ребенка вести себя так, а не иначе? Какие чувства он испытывает, и какова причина этих чувств?
  • Ребенку должна быть понятна логика, которая связывает проступок и его негативные последствия. Например, если ребенок что-то украл, то это необходимо вернуть. В случае с кражей денег, логической связью может стать отработка денег. Сломал – почини (если ремонт превышает возможности ребенка, то взрослый может помочь ему в этом), испачкал – вытри, помой и т.п. Иногда лучшим способом научиться чему‐то хорошему бывает практическая отработка правильного поведения. Если дети приучаются отвечать за свои действия, они с большей вероятностью станут ответственными людьми.
  • Наказание должно следовать непосредственно за проступком. В противном случае логическая связь между ними может быть утеряна и вместо улучшения поведения приведет к его ухудшению, так как подобное отставленное воздействие воспринимается как незаслуженное.
  • Воспитательное воздействие должно быть соизмеримо с возрастом ребенка, его возможностями и личностными особенностями (например, перспектива ограничения в игре на компьютере на месяц в возрасте 9 лет воспринимается как «вечность»; нельзя наказывать ребенка за то, что вы сможете сделать и сами - пролить суп или разбить чашку, или за то, что он не сделал чего-то, недоступного ему в силу возраста).
  • Ни в коем случае нельзя наказывать, если вы точно не уверены в вине ребенка. Это не тот случай, где стоит полагаться на свою интуицию. Как бы сильно вы ей не доверяли, может случиться, что наказание настигнет невиновного – а это недопустимо, если вы не хотите потерять доверие ребенка.
  • После любого наказания должно последовать примирение. Ребёнок, тем более маленький, должен получить подтверждение любви родителей. Это время также хорошо использовать для дополнительных разъяснений смысла понесённого им наказания.

    Правила взаимоотношений родителей с детьми

          Не требуйте от себя слишком много. Родители находятся в постоянном страхе сказать что-то не так, травмировать детей, недолюбить, недопонять, недопринять. Не надо ломать и переделывать себя. Вы с ребёнком своим живёте, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном всё уже хорошо. Ребенку не очень спокойно, когда родитель постоянно чувствует себя неуверенным, виноватым, боится совершить ошибку или отойти от канона.

 

          Не пытайтесь постоянно помогать ребенку и опекать его. Все, что требуется от родителя, это жить своей жизнью и быть внимательным к своему ребенку. Это не значит, что нужно делать все, что он хочет и всегда быть рядом с ним. Если вы видите, что ребенку нужна ваша помощь, нужно быть готовым все бросить и быть с ним. Но включать этот режим нужно в действительно серьезные моменты.

          Не хотеть играть с ребенком 24 часа в сутки – нормально. Ребенку скучно, он хочет с мамой играть, потому, что больше не с кем. А мама не может себе позволить играть, ей некогда. Родителям надо подумать, как найти ребенку общество других детей. Например, договориться с подругами, что дети будут по очереди приходить играть то в одну семью, то в другую.

          На ставьте своей целью сделать детей счастливыми. Это ловушка современного родителя: надо сделать так, чтобы ребенок вырос счастливым. Представьте, что кто-то потратил все свои ресурсы ради того, чтобы вы были счастливы, а у вас осенняя хандра или несчастная любовь. И вы чувствуете себя виноватым из-за того, что в данный момент вы несчастливы. То есть, мало того, что вам плохо сейчас, – вы еще получается, подвели близких людей.
          Не воспринимайте ребёнка как объект борьбы.
          
В голове многих родителей сильна идея борьбы с ребёнком. Они часто используют терминологию борьбы, когда говорят о воспитании детей: «Ребёнок делает то-то и то-то. Как с этим бороться?». Прекратите воевать с ребёнком - это бессмысленно. Если чувствуете, что увязли в борьбе, самое время - перелезть через баррикаду и встать рядом с ребёнком.

          Не устанавливайте «железобетонные» принципы.
          Принципы «всегда», «никогда», «ни в коем случае» говорят об отсутствии контакта с ребёнком и неуверенности родителей в своих силах. Когда мы не уверены в себе, не уверены, что разберёмся, мы устанавливаем жёсткие правила. Важно больше прислушиваться к себе, быть больше в контакте с собой, не стараться следовать жёстким рецептам, а отталкиваться от ситуации», чтобы почувствовать себя комфортно в роли родителя.
          Не лишайте ребёнка права чего-то не хотеть. У ребёнка есть право не хотеть: не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу - это нормально. Лучшая тактика для родителя, по мнению психолога, в этом случае - не стараться мотивировать ребёнка, а присоединиться к нему. Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется.

          Не пытайтесь расшевелить ребёнка, если он ничего не хочет.
          Родители часто недовольны, что их дети, на которых возложено столько ожиданий, ничего не хотят, и самоотверженно начинают водить их на развивающие занятия, уроки иностранных языков, шахматы. В знак протеста он может отказаться вообще от всех притязаний. Так проявляется его отказ жить по вашим правилам. Когда вы пытаетесь его поднять с дивана, вы — активное начало, вы — источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается. Нужно просто отойти, сказать: «Это твоя жизнь, ты живешь её, как хочешь, если что - кричи». Займитесь собой, своими делами

          Не реализуйте за счёт детей свои мечты.
          Чтобы проще принимать своих детей, очень важно быть в контакте с собой и принимать себя. Собственные неудовлетворённые потребности вызывают неоправданные ожидания от детей. Если вы мечтаете о чём-то, что вам не было дано, сделайте это для себя! А своему ребёнку позвольте быть к этому равнодушным.

          Не подчиняйте ребёнка своим ожиданиям.
          Принятие ребёнка — это работа, которую родители делают всю жизнь. Дети чётко вычисляют ту сферу, которую родители в них не принимают и «выдают» именно это. «Принятие ребёнка со всеми его особенностями - это не про то, что нужно всегда ему всё разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть.

Не забывайте: опыт принятия себя — самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они — великие подражатели!


вы можете поделиться ссылкой на эту страницу в социальных сетях
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Акции

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Donec this is code venenatis augue. Class aptent taciti sociosqu ad litora torquent per conubia nostra, per inceptos himenaeos. Class aptent taciti sociosqu ad litora torquent per conubia nostra, per inceptos himenaeos. Integer vulputate pretium augue.

Новости

В рамках Акции «Мы помним!», «Мы гордимся!»

17 мая 2024
#1944_2024  В 2024 году наша страна празднует 79 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Но также в этом году мы...