Аутогенная зарядка для педагога на каждый день
На уверенность в себе.
Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией.
На любовь к профессии и детям.
Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.
На оптимистическое мировосприятие.
Мир красив и прекрасен. В природе вечность и гармония. Я частица великого Космоса. Я счастлива и красива.
На уменьшение напряжения в работе.
Я спокойна, стабильна. У меня много сил. Я справляюсь с собой. Моя энергия позволяет преодолеть препятствия. Я люблю свою работу.
В случае дневной перегрузки и когда не удается уснуть.
Голова свободна от мыслей. Я чувствую душевное успокоение.
Хочется отдохнуть. Сон охватывает без таблеток. Мне хорошо и глубоко спится.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую педагогу в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила:
- Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считайте только удачи.
- Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
- Каждый день начинайте с “нового листа”. В “реку жизни”, нельзя войти дважды.
- В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.
- Помните восточную мудрость «Трудись, не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил”.
- Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным?
- Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
- Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
- Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
- Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
- Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
- Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
- В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
- Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
- При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
- Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
- С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
- Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
- Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
Индивидуальная встреча педагога с родителями…
Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?
Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно — заранее.
Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.
Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.
Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке математики» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.
Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!
Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть — своих детей.
Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?
Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.
И последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к диалогу…
Памятка учителю и воспитателю
Памятка педагогу коррекционной школы
- В совершенстве знай олигофренопедагогику, спецпсихологию.
- Создавай в классе благоприятный психологический климат.
- Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами коррекционной педагогики.
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания.
- Требуя, учитывай реальные возможности ученика.
- Каждому ребенку — индивидуальный подход.
- Учитывая «зону ближнего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку.
- Упражняй! Упражняй!
- Учи ребенка посильным приемом регуляции поведения.
- Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы.
- Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.
- Соблюдай все гигиенические требования к уроку и внеклассным мероприятиям.
- Работай в тесном контакте с логопедом, психологом, воспитателями.
Психологическая поддержка ребенка
Принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям. Если по каким – то причинам вашим детям не понравились занятия, значит, попробуйте понять, что вы сделали не так.
Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! Могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести себя так, как-будто ничего не произошло, либо просто пресеките всякое свое воздействие, влияние, переключайтесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чьей-то помощью понять это происшествие.
Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент общения с детьми. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект общения. Настраивайтесь перед общением с детьми, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заражайте их радостью, светом, теплом!
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие; во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
Не фиксируйте внимание на неудачах. Не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему. Наши дети с утра до вечера слышат взрослых: «Не так, не такой, не туда и т.д.». Как тяжело им и трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет у них психического здоровья, гармонического развития.
Давайте качественные оценки. В режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
Не сравнивайте детей с кем – либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Механизм подражания у детей срабатывает эффективно. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придется по душе.
Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может навредить. Ребенок может привыкнуть к подобному обращению и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Или бояться такого обращения, страшиться несоответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично.
Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.
Во всех случаях – сознание заповеди «НЕ НАВРЕДИ» и ощущение ЧУВСТВА МЕРЫ и избытка вашего воздействия на детей – главная наука нашего постижения.
ЛУЧШЕ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА РЕБЕНКА РЕЖЕ, НО ОБДУМАННЕЙ, ПРЕДВИДЯ ДАЛЕКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЕГО ПСИХИКУ И СУДЬБУ.
Правила подлинной поддержки ребенка
Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны личности ребенка.
- Не подчеркивать его промахи.
- Показывать, что вы удовлетворены им.
- Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Проводить с ребенком больше времени.
- Внести во взаимоотношения с ним юмор.
- Уметь взаимодействовать с ним.
- Позволить ему решать самому проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в него.
- Демонстрировать оптимизм.
- Корректировать самооценку обучающегося, повышать статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности.
- Понижать детскую межличностную и ситуативную тревожность с помощью профилактических мероприятий, посвященных определенной тематике;
- Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
- В случае возникновения утомления предложить обучающемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.).
Поддержка может осуществляться
посредством:
- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай, молодец, о’кей, фантастично, удачно, супер, способный и т.д.);
- высказываний (я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; это действительно прогресс; я рада твоей помощи; спасибо, все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рада, что ты в этом участвуешь; я рада, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал);
- прикосновений (похлопать, потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его и т.д.)
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним и т.д.)
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.)
При использовании поддержки, не всегда можно применять только положительные высказывания, можно использовать и слова разочарования
- Ты мог бы это сделать намного лучше
- Эта идея никогда не может быть реализована
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю
Можно использовать и просто полезные высказывания типа:
- Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.
- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
- Все мы люди и все совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься
- Это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов(а) ли ты начать?
- Зная тебя, я уверен (а), что ты все сделаешь хорошо.
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка - это процесс укрепления самооценки ребенка взрослым, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны личности ребенка.
- Не подчеркивать его промахи.
- Показывать, что вы удовлетворены им.
- Демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Помогать ему делать уроки, разбивать большие задания на меньшие - такие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Проводить с ребенком больше времени.
- Внести во взаимоотношения с ним юмор.
- Уметь взаимодействовать с ним.
- Позволить ему решать самому проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в него.
- Демонстрировать оптимизм.
- Корректировать самооценку обучающегося, повышать статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности.
- Понижать детскую межличностную и ситуативную тревожность с помощью профилактических мероприятий, посвященных определенной тематике;
- Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
- В случае возникновения утомления предложить обучающемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.).
Рекомендации по коррекции поведения
Рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения
Методы угашения нежелательного поведения:
Наказание – наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы.
■ Тайм-аут – это процедура, которую рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. Ребенка удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Удаляют на 15-20 минут. Перед наказанием следует предупреждение.
■ Метод негативных последствий подразумевает лишение подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимое занятие, свободное время, одобрение и внимание окружающих, успех.
Методы формирования позитивного поведения:
■ Подкрепление является наиболее распространенным методом формирования желательного поведения. Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления или устранения неадекватных его форм.
■ Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Репетиция поведения – это один из самых распространенных методов активного социального обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендации по коррекции агрессивного поведения детей
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Рекомендации по половому воспитанию
Правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми
- Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере.
- Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам.
- Позаботьтесь, чтобы ваша беседа не ограничивалась одними биологическими фактами- обучающемуся захочется узнать о вашем к ним отношении. Даже дети должны знать, как обезопасить себя от сексуального насилия. Вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.
- Беседы о приближающемся половом созревании следует начать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
- Не пренебрегайте обсуждением гомосексуальности и проституции. Дети узнают об этих явлениях из телепередач или прочитают о них.
- Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем.
- Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы.
- Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом.
- Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.
Рекомендации по снятию тревожности
Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Я предлагаю методы, помогающие снизить тревожность:
- Не переживайте по поводу того, что не произошло.
- Воспитывайте в себе способность и желание идти на компромисс, сотрудничество, взаимопомощь при возникновении недопонимании с окружающими людьми.
- Заботьтесь о своем физическом и эмоциональном состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не перегружать себя интеллектуально, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать окружающим людям.
- Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
- Повышайте коммуникативные навыки, учитесь эффективному общению, без конфликтов.
- Учитесь саморегуляции. Эффективны такие способы:
Способ 1. Попейте водички.
Коронный рецепт всех гениальных врачей-терапевтов. Стакан воды, выпитый не спеша, купирует все известные науки приступы. Первое, что предлагают человеку, которого скрутило что-то страшное – стакан воды. Выпитая вода запускает механизм самореабилитации организма.
Способ 2. Уйти из раздражающей ситуации.
Вас что-то опечалило на чужом дне рождения? На пикнике? Быстро вызвали такси и покинули вечеринку, прочь из раздражающей ситуации.
Способ 3. Вовлекитесь в захватывающее, интересное дело.
Этот способ годится в ситуации, когда вас не может "отпустить". Нужно перебить застревание на пережёвывании, Найдите «отдушину». У каждого человека есть свои увлечения, хобби, которое приносит удовольствие. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это любимое дело. И даже если все будет «рушиться», оно поможет зарядиться положительными эмоциями и мыслями.
Способ 4. Физическая разрядка.
С этим способом понаслышке знакомы все. Я вам напоминаю, что стремительная физическая разрядка, к которой относятся:
- Ходьба пешком,
- Заплыв,
- Генеральная уборка квартиры ,
- Уничтожение хлама,
- Работа в огороде,
- Танец,
- Мытьё полов и стирка руками. Расслабляет перекрученные в узел мышцы и снимает стресс. Генеральная стирка руками даже помогает справиться с горем.
Способ 5. Вступите в контакт с водой.
Мытьё посуды – это бесплатный сеанс гипно-психо-терапии. Шум чистой бегущей проточной воды снимает нашу усталость и уносит с собой всю "грязь", не только бытовую.
Кроме мытья посуды существует общеизвестная классика: примите ванну, примите душ, сходите в баню. Освежитесь, короче говоря.
Способ 6. Смех убивает всё страшное и страшно важное.
Высмеивание, снижение, чего-то надутого и важного – старинный рецепт человеческой культуры, начиная от неолита.
Способ 7. Счёт до 10.
Просто почитайте до десяти. Медленно. Контролируя свои вдохи и выдохи. Про себя, не вслух.
Способ 8. Вербализация всего, что на душе.
Проговаривание ваши чувства в чёткие слова. А ещё лучше – выписывать всё это на бумагу, писать длинное письмо. Только никуда его не отправлять!
Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.
Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение к ситуации.
Рекомендации учителям по активизации познавательной деятельности
Рекомендации по формированию и активизации познавательного интереса обучающихся на уроках в специальных коррекционных школах
Активизация познавательной деятельности обучающихся c особыми образовательными потребностями – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
- Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
- Конструировать урок с учётом отношения обучающихся к учебному предмету.
- Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
- Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
- Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
- Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
- Подбирать систему самостоятельных работ.
- Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
- Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
- Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
- Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
- Проводить дифференцированную работу в классе.
- Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим.
- Использовать разнообразные формы поощрения.
- Формировать у обучающихся веру в свои возможности.
- Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
- Разнообразить формы домашних заданий.
На уроках в специальных коррекционных школах учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
Рекомендации психолога по адаптации
Рекомендации педагога - психолога по адаптации первоклассников.
- Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
- Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
- Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:
- формирование адекватного поведения;
- установление контакта с учащимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения – очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: и сам режим учебных занятий, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоение им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.
Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И все это вместе определяет готовность к школе.
Рекомендации педагогам по подготовке к экзаменам
- Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах обучающегося с целью укрепления его самооценки.
- Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
- Помогайте избежать ошибок.
- Поддерживайте выпускника при неудачах.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Реомендации педагогам по работе с гиреактивными детьми
Практические рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
- Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место - первая парта напротив стола учителя или среднем ряду.
- Разрешайте ребёнку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса.
- Предоставьте возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения.
- Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей.
- Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
- Давайте короткие, чёткие инструкции.
- Избегайте резких запретов (нет, нельзя),предоставьте свободу выбора.
- Заранее договаривайтесь с ребёнком.
- Используйте тактильный контакт.
- Используйте на уроках элементы игры и соревнования.
- Чаще хвалите ребёнка.
- Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
- Стройте процесс обучения на положительных эмоциях.
- Помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.
Советы педагогам для общения с ребенком
- Дорожите доверием и любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.
- Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.
- Слушайте ребенка сердцем — это самое чуткое, что у вас есть.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим, и он единственный такой на всей земле, неповторимый.
- Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
- Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.
- Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.
- Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.
- Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.
- Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.
- Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.
- Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
- Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает.
- Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.
- Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.
- Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.
- Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете — одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.
- Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
- Если ребенок проявляет чувства - не хвалите и не ругайте его за это. Этим вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
- Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним об этом наедине.