Эта страничка предназначена для того, чтобы помочь родителям справиться со своими сложными переживаниями и почувствовать себя полными сил и надежды на то, что они смогут помочь своему ребенку жить и радоваться жизни.
В наши дни часто можно услышать такую фразу: «особые дети». Так обычно называют, ребенка, когда он как-то существенно отличается от всех остальных детей. Если ваш ребенок имеет нарушения в психическом или физическом развитии, или же имеет тяжело излечимое или неизлечимое заболевание, то о нем можно сказать, что он особый. И все бы было хорошо, если бы не одно но…ведь особому ребенку необходим особенный уход и индивидуальный подход. Суть проблемы состоит в том, что особенным детям необходимо повышенное внимание со стороны родителей, индивидуальный подход к развитию, обучению, а так же помощь квалифицированных специалистов, для того чтобы дать ребенку шанс на полноценную жизнь и преодолеть все сложности и проблемы. Очень часто родители, столкнувшись со сложным диагнозом, у своего ребенка чувствуют отчаяние, безвыходность или же начинают винить себя…. Ведь ни для кого не секрет, что каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и успешным. Ведь еще до того, как ребенок родился, будущая мама, вынашивая его, уже находится в ожидании рождения малыша. Она мечтает и находится и в ожидании того, что ее ребеночек родится и будет расти здоровым, а подрастая и развиваясь, как и другие дети, станет уверенным в себе и успешным. И так складывается, что уже к моменту рождения малыша, у родителей есть мечты и надежды на, что ребенок будет оправдывать все их ожидания, и он будет расти именно таким, как они себе представляли. И если все складывается хорошо, то родители, как правило, делают все для того чтобы их мечты относительно ребенка превратились в реальность. А для ребенка родителя являются самыми близкими и дорогими людьми, поэтому он стремится к тому, чтобы все ожидания родителей оправдать и не расстраивать их.
Но иногда так бывает, что что-то идет не так и тогда родители сталкиваются с тем, что их ребенок не такой как все и у него есть проблемы со здоровьем, которые не дают возможности родительским мечтам и ожиданиям воплотиться в реальность. Для родителей – это означает, что их мечты и надежды не осуществимы, и реальность в которой они живут очень отличается от того, как они себе представляли ранее. На место приятных ожиданий и надежд приходит ощущение разочарования. В этот момент многие родители переживают утрату мечты и надежды и эти переживания, по сути, есть переживаниями горя.
Но не надо отчаиваться! Мы сможем вам помочь.
В школе -интернате созданы классы «Особый ребёнок», в котором обучаются дети с тяжёлым нарушением психофизического развития: синдром Дауна, ТМНР, расстройства аутистического спектра с нарушениями органического характера и сопутствующей умственной отсталостью. Наполняемость классов 6 - 7 человек. В классе работают два педагога: учитель и тьютор.
Работа данного классов регламентируется внутришкольным локальным актом положением о классах «Особый ребёнок». Цель нашей работы с детьми, имеющими психофизические нарушения здоровья, состоит в том, чтобы, в процессе обучения добиться максимального возможного уровня личностного развития этих детей, подготовить их к выполнению в дальнейшем посильных трудовых операций и бесконфликтному существованию в социуме.
В классах «Особый ребенок» организовано комплексное обучение детей, то есть происходит слияние обучения и воспитания. Проводятся уроки по познавательному развитию (сенсорному, формированию мышления, математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, обучению грамоте) и игре, организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся. Задача учителя - обучить детей категории «Особый ребенок» способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Приоритетными направлениями обучения детей в таком классе являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение учащихся в обслуживающий, хозяйственный, прикладной и до профессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Обучение формируется поэтапно и комплексно:
- формирование контакта учителя с детьми (эмоциональный настрой на общение, фиксация взгляда на предмете, учителе);
- формирование эмоционально –положительного отношения к окружающим (использование на занятиях пример поведения детей; демонстрация пособий по темам);
- закрепление навыка координации движений (мелкая, общая моторика). Особое внимание выделено на развитие мелкой моторики (раскладывание и складывание разборных игрушек, конструктивная деятельность: с кубиками, палочками, конструктором, расстёгивание - застёгивание пуговиц, молний; обведение контуров, их штриховка и раскрашивание; работа с пластилином: разминание, скатывание и т.д.);
- формирование и закрепление навыка о представлении, об окружающей действительности, обогащение словарного запаса, уточнение значения слов;
- формирование и закрепление навыка продуктивной деятельности (игровая деятельность во время перемены, физминутки, занятия – рисование).
Так как практически у всех детей отмечается недоразвитие артикуляционной моторики, на уроках проводится артикуляционная гимнастика на основе орального образа звука или имитации упражнения.
- формирование и развитие навыка слухового и зрительного внимания и памяти.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Для учащихся классов «Особый ребенок» составлены адаптированные образовательные программы с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза учащихся. В процессе создания программы значительно снижены требования к знаниям и умениям, поскольку у этой категории детей:
- недостаточно развита зрительно - двигательная координация;
- трудности при самостоятельном выполнении действий по самообслуживанию и в овладении различными бытовыми навыками;
- низкий уровень ориентировки в окружающем;
- слабое понимание обращенной к ним речи;
- снижена мотивация, слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности.
Каждый ученик в классе имеет своё рабочее место. Класс поделен на несколько зон: для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха.
Учащиеся классов «Особый ребёнок» принимают участие в общешкольных мероприятиях, эта важная часть школьной социальной адаптации, так как во время мероприятий нужно соблюдать правила поведения и взаимодействовать с другими детьми.